Главная | Регистрация | Вход | RSS

сайт учителя-логопеда Мезенцевой Анны Михайловны



Карта сайта
каталог файлов
Мои файлы [9]
Для коллег [4]
Для родителей [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Для коллег

Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога
[ Скачать с сервера (136.7Kb) ] 09.01.2016, 02:31

 

Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога

  Эмоциональное выгорание – это состояние упадка сил, истощения с чувством собственной ненужности, то есть – эмоциональная лабильность, психическая неуравновешенность, деперсонализация.

  Составляющими эмоционального выгорания являются (К. Маслач):

- эмоциональное истощение – чувство пустоты, усталости, вызванное работой, перенапряжением, исчерпанностью;

- деперсонализация – чувство безразличия и негативного отношения к людям, неуважительное отношение к труду и объектам труда;

- редукция профессиональных достижений – неудовлетворение собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Для предотвращения развития синдрома эмоционального выгорания необходимо

- быть внимательны к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости;

- старайтесь себе нравиться;

- выбирайте дело по душе: в соответствии со склонностями и возможностями; это даст возможность найти себя, поверить в собственные силы;

- не стоит искать в работе счастья или спасения.  Это деятельность, которая хороша сама по себе;

- не живите жизнью других: живите не вместо людей, а вмести с ними;

- находите время для себя; 

- учитесь каждый день трезво анализировать события (можно сделать традицию вечернего пересмотра событий);

- если вам очень хочется, кому-то помочь или сделать за него работу, спросите себя: нужно ли это ему? Может он справится сам?

Профилактика стресса

Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, педагог не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

1.  Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

2.  Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3.  Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен педагогическим опытом. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы, сетевое сотрудничество.

5.  Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.

6.  Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если педагог делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.

7.  Здоровый образ жизни. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.

Очень часто синдром профессионального выгорания педагогов является следствием неудовлетворенности результатами работы, заниженной самооценкой профессиональной деятельности.  Если по результатам анкетирования у вас получились низкие результаты самооценки профессиональной деятельности, то

Способы изменения самооценки

- Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное.

- Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Старайтесь видеть в каждом человеке не недостатки, а достоинства.

- Относитесь к себе с уважением.   Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые.

- Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе. Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да — то не откладывайте.

- Принимайте решение самостоятельно. Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать.

- Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. Приобретайте любимые книги. Любите свои «слабости».

- Начинайте рисковать. Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика.

- Обретите веру: в человека, в обстоятельства.        Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов.

- Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите.

Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», всегда служит примером, препятствовал осознанию учителем своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога.

Выход видится не только в признании присущих педагогам чувств, но и в умении работать с ними.

В частности, Р. Ассаджиоли предлагает упражнение, которое позволит приобрести некоторый опыт психологической самопомощи:

1. Возьмите цветные карандаши или фломастеры. Прежде чем приступить к рисунку, позвольте себе на несколько секунд расслабиться, успокоиться.

2. Теперь пусть рука начнет рисовать. Позвольте руке рисовать все, что заблагорассудится, абстрактное и конкретное. Качество рисунка значения не имеет. И пусть рука движется, как хочет — плавно или отрывисто, медленно или быстро.

3. Когда вы почувствуете, что закончили рисунок, изучите его. Действительно ли он закончен или чего-то недостает? Если да, то добавьте все, что хотите.

4. Примите свой рисунок как человека, прибывшего из далекой страны, обычаи которой сильно отличаются от наших. Вместо того чтобы оценивать рисунок, прислушайтесь к тому, что он рассказывает.

5. Проанализируйте свой рисунок и ответьте на вопросы:

- в какой манере выполнен рисунок (по-детски, нервно, механически);

- как использован цвет (цветной или нет, яркий или пастельный, в светлых или темных тонах);

- как использовано пространство (не хватило места, осталось незаполненным или использовано беспорядочно);

- статичный или динамичный рисунок (есть ли движение, плавное оно или отрывистое, сдержанное или стремительное);

- каково взаимоотношение между элементами (противостоят друг другу, теснятся, нарисованы вместе, отдельно);

- каково общее настроение (мрачное, напряженное). Данное упражнение помогает лучшему пониманию и художественному выражению чувств.

Релаксационные техники в работе с педагогами

Автоматическая реакция тревоги, согласно теории Г. Селье, состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль, человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или, если стрессовая ситуация еще не наступила, ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя, для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Большинство педагогов уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, снижать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и помогает достичь душевного равновесия. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние «идейной пустоты». Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать.

С примерами релаксационных упражнений и тренингом «Как избежать профессионального выгорания» вы можете познакомиться самостоятельно в Приложении 2 и 3.

 

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми. Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо:

- бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя;

- изучить свой характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми;

- постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы.

Поэтому, проведя самооценку, педагог видит, что он удовлетворен или неудовлетворен своей деятельностью, если неудовлетворен, то следует искать новые пути и подходы, т.е. обратить внимание на инновации.

Что же такое «Инновационная деятельность»?

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.

Несмотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образовательного учреждения по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

 

Основные признаки инновационной деятельности педагога.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

- культурно-эстетическая развитость и образованность;

- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Инновационная деятельность педагога имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять педагогу, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач, он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать барьеры. 

Что в работе педагога можно определить как инновационную деятельность?

С одной стороны, легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

По назначению инновации в образовании можно условно разделить на общие и частные. К общим инновациям относятся глобальные концепции современного образования: оптимизация процесса обучения, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии. К частным инновациям отнесем авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в учреждении образования.

Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к образовательному процессу связаны:

- с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании, так как традиционный «знаниевый» подход, ориентированный на достигнутый уровень развития наук и технологий, принципиально не отвечает требованиям динамично развивающегося общества (содержание образования);

- организацией образовательного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного процесса обучения (методики, технологии, методы и средства обучения);

- профилизацией и специализацией общего образования, что позволяет формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (организационные формы образования);

- профессионализацией управленческой деятельности как одним из условий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании (управление ОУ).

В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно-ориентированные.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

- применение современных информационных технологий;

- применение принципа интеграции содержания образования;

- развивающее обучение;

- дифференцированное обучение;

- проектное обучение;

- проблемное обучение;

- программированное обучение;

- модульное обучение.

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения:

- личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста обучающихся используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;

- сущностный подход отражается во взаимодействии педагогов в направлении развития способностей обучающихся на основе формирования сущностных системных знаний при установлении межпредметных связей;

- операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у учащихся формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;

- профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у школьников профессиональной компетентности и профессиональных установок;

- акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у обучающихся творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;

- креативно-развивающийся подход формирует у ребят продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;

- контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых предметов государственному образовательному стандарту.

Существует множество форм и методов по профилактике эмоционального выгорания педагогов, но одним из самых важных обстоятельств является самосовершенствование.

Следует учесть, что инновационные подходы необходимо использовать не только при планировании профессиональной деятельности, но и при проведении самооценки и саморегуляции.

 

 

Категория: Для коллег | Добавил: веснушка
Просмотров: 152 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Вход на сайт
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Друзья сайта
  • Десткий сад "Солнышко"
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018